анатолий пишет:
Об ошибках и допущениях
... Южные тунгусы не занимались оленеводством.Ни в одном из документов того времени об этом нет упоминаний.
... В словаре эвенкийских говоров нет Букачан.Но есть Богучаны!Это берег озера.
невольным создателем версии Г,Д.послужил именно я.В 1974 году я познакомился с эвенкийским поэтом Алитетом Немтушкиным.И вместе с ним попытался расшифровать некоторые эвенкийские топонимы в нашем районе.Он сразу выдал версию про озеро.Но я искренне считал,что никакого озера в Богучанах нет.Поэтому название посчитали искаженным и попробовали найти альтернативные варианты.Но я ошибался.Было озеро!На месте нынешнего аэропорта.Его засыпали окончательно в пятидесятые годы.
... Не случайно самая вероятная версия возникновения слова "чалдон" от "челядин".То есть чей-то слуга,служащий.В данном случае Строгановых.Поскольку они были из поморов,то естественно набирали преимущественно земляков.
...к-хе. Спасибо. Позвольте и мне. Как-то жизнь подарила мне удивительные, почти восемь лет, радостные дни. Я жил и работал в Эвенкии. "Русско-эвенкийский словарь" под редакцией А.А.Кудри, не случайная книга в моем обиходе. Я знаю, что этот "Турэрук" создан и благодоря А.Немтушкину. Не сомневаюсь, что анатолий( зайди в профиль. Сколько еще я буду вынужден писать тебя с прописной "а"?) - тоже приложил свое "маленькое". Без шуток. Была тут у нас дискуссия, когда я понял, что разговариваю с человеком интересным и заинтересованным... Сейчас хотел бы вставить свое, так сказать, тоже для осмысливания.
(1) - олени конечно же были. Потому и не только у северных, центральных тунгусов были не дикие, но "домашние" стада оленей. Современным коровам, ведь, тоже не прокормиться и не выжить на Ангаре. Но домашние живут и приносят пользу человеку... Олень, очень специализированное животное, если позволите мне так выразиться. Особенно в пище. Оттого тунгусы(эвенки) не могли себе позволить осёдлую жизнь. Всё таки, олень был. И это было единственное средство не только передвижения, но и освоения жизни. Отсутствует описание об оленях в исторических источниках? Так где они, времен 10,11, 12, 13, 14, -го и так далее исторические источники, описывающие эти места? А то, что случилось потом...Ну тут другие причины. В ближайшем историческом...Отчасти, наверное и изменения в климате. Хотя, домашний олень требует и заботы, и хозяйской опёки, и содержания на уровне... А вот этого в Полигусе(да и не только) до Золаторёва, и при нём - обеспечить никто не мог. И не потому, что ягеля нет, или не умеют, но потому, что нет в нём уже нужды...
(2) - спорить оснований по названию Богучан не имею. Хотя , при всей моей задиристости, в "Лучады-Эведы Турек" я и намека на схожесть богучаны с озером, либо с берегом озера - не нашел. И еще, как сомнение. На месте аэродрома может быть и была вода. Но для тунгуса(эвенка) она озером никак не могла быть названа. Не те масштабы. Это лужа. Лужа талой воды. Но можно ведь и так произнести: Бо Гучаны... Ближе к реальному, тунгускому говору: бо гу ичен...(= какой-то ... локоть...) А вот что за локоть - это надо заниматься уже профессионально. Все названия у нас в Эвенкии, связанные с "чанами, ченами" - по-эвенкийски звучат в конце: ИЧЕН...Локоть... Можно попробовать и иное: типа место. 1-ое, 2-ое и т.д. то есть какое-то ГАЧАН...(типа- занял, освоил, получил...
(3)- ЧОЛДОНЫ, ЧАЛДОНЫ, ЧЕЛДОНЫ... У поморов, а Строгоновы из их среды(факт истории) - челяди не было. И слово такого ими не употреблялось. Его еще не ввели в словесный, да и в рукописный обиход. А вот тот факт, что у поморов какие-то люди звались не то "чолодоны", не то " челоданы" - "Хранители прошлого" - уже не секрет. Секрет в том, какое прошлое они хранили. И кто они. Хотя есть около научные круги, которые могут рассказать об этом, как и о том, что по древнее египетских пирамид. И это уже не секрет. К этому, пожалуй, стоит добавить, что тунгусы(эвенки) утреннюю звезду - планету Венеру, звали - чолдон...
(4) - Пинчуга, как белечье место... С какого языка? С эвенкийского: белка - улуки, место - быкит, би ле...Но в традиции украинско-польского: трофимчук, сидорчук, пивчук...
Добавка. Вообще, названия, и их расшифровка, это не кроссворд. Вот мой бог, Милеску Спафария, шел вверх по Ангаре. Слева, по его описаниям - деревня Логинова, справа - деревня Ерёмина. Но он не останавливался тут. Низовик ветер, явление редкое, надо его использовать. Да и какая нужда причалиться к деревням? А откуда же названия? Так в те времена "проводники" не названия сел и деревень чтили, но кто там хозяин, кто за главного. А потому, как звались Ерёмино и Логиново на самом деле в обиходе местном, по Спафарию, трудно точно сказать. Ясно только одно, что справа по ходу в деревне был за-хозяина какой-то Ерёма, а слева - Логин...