Самые ранние документы, которые хранятся в Богучанском районном архиве – это метрические книги. Специалисты особенно бережно перелистывают их странички, чтобы не повредить источники информации о событиях более чем вековой давности. Эти книги велись на церковнославянском языке.
В архиве хранятся метрические книги Чадобской Спасской церкви за 1875-1917 годы, Петропавловской церкви села Богучанского Енисейского округа за 1876-1919 годы, Каменской Преображенской церкви за 1908-1919 годы. А также имеется одна книга Червянской Преображенской церкви за 1899 год, которая каким-то неизвестным образом попала в наши края и сохранилась в Богучанском районе, тогда как родина этой книги – село Червянка Иркутской области.
Каждая метрическая книга делится на части. В первой зафиксированы сведения о родившихся: имена детей, звания, имена-отчества родителей, восприемников (крестных), также указывается их вероисповедание и кто совершал таинство крещения.
По Богучанской церкви имеются данные, что в основном крестили детей из села Богучанского и деревень Пинчугской, Ярковской, Карабульской, Заимской, Иркинеевской, Гольтявинской, Бедобы, Гаврииловки (Гаврильской). В 1876 году появляются первые сведения о крещении тунгусов, взрослых и детей, которые жили в районе д. Бедоба. В 1894 году зарегистрировано крещение тунгусов «Куркукирского рода шаманствующего вероисповедания». Были изменены имена Укчаны на Марию, Дидюна на Дмитрия, Мулькочи на Николая, Ляунча нарекли Стефаном.
В Чадобской церкви крестили детей из села Чадобского и деревень Яркиной, Юрохты, Климиной, Сыромолотовой, Заледеевой (так раньше назывались эти населенные пункты), а также из деревень Кежемской волости. Имеются сведения о крещении тунгусов Курейского, Куркукирского и Этаульского родов.
Сохранилась запись за 1912 год о приобщении (смены веры) «ссыльнопоселенки, бывшей мещанской дочери – девицы Гени Менделеева Генштадт, состоявшей в иудейском вероисповедании, 32-х лет от роду, вследствие указа Енисейской Духовной Консистории от сентября 1910 года за № 10066 и изъявленного ею решительного желания святого крещения и Миропомазания присоединена к Православной Греко-Российской церкви, наречена именем Анна – в память св. Анны» (дословно).
В Каменской церкви крестили детей из села Каменского, деревень Мотыгиной, Рыбной, Манзи, Зайцевой, Пашенной (орфографию в названии нас. пунктов сохраняем). Имена родившимся давали в честь святых. Часто в записях встречаются имена Феоктист, Евфрасиния, Алексий, Акилина, Агрепина, Сусанна, Лаврентий, Васса (орфография сохранена).
Самыми распространенными фамилиями были: в с. Богучаны – Каверзины, в д. Ярки – Безруких и Лушниковы, в д. Карабула и Климино – Брюхановы, в Заимке – Смолины, в Пинчуге – Толстых, в Иркинеево – Логиновы и Скурихины, в Яркино – Рукосуевы, в Гольтявино – Колпаковы, в Сыромолотово и Заледеево – Кулаковы, в Чадобце – Страшниковы.
Вторая часть каждой метрической книги посвящена венчаниям. Например, по книге можно сделать вывод, что в д. Ярки реже браки совершались из числа ее жителей. В основном парни привозили себе жен из деревень и сел Иркинеево, Бедоба, Заимка и Богучаны. А девиц чаще брали замуж в эти же деревни.
В книге по Чадобской церкви за 1889 год в графе «О бракосочетавшихся» имеются сведения о бракосочетании «унтер-офицерского сына, проживающего в деревне Заимка, Игнатия Агафоновича Истомина и ссыльнопоселенки из деревни Маклаковской Маклаковской волости – Агафьи Адамовны Ульяковской» (дословно).
Третья часть книги – об умерших. В конце каждой книги можно найти ведомость, в которой указано, сколько за год родилось, женилось и умерло от различных болезней. Распространенные причины смерти в те времена – коклюш, родимец, простуда, понос, роды, горячка, оспа, лихорадка, чахотка, удушье и т.д.
В основном в наших краях в те годы проживали крестьяне. Но в 1895 году, согласно записи в метрической книге Чадобской Спасской церкви, имеются сведения о кончине потомственного дворянина Владислава Константиновича Бачинского. А как он попал в Чадобец – сведений нет. В записях за 1890 года можно найти сведения о браке его дочери – Матрены Бачинской, вышедшей замуж за крестьянина Стефана Рукосуева.
Встречается запись и о регистрации сына рядового казака (4-я сотка Казачьего полка) Василия Федоровича Толстых и Агрепины Федоровны Толстых – Василия.
В книге за 1894 год по Чадобской Спасской церкви священник Дмитрий Флигинский оставляет еще одно интересное для нас сведение: «По указу Енисейской духовной Консистории от 11 июля 1894 г. Запись № 3552 посвящена святому крещению ссыльнопоселенца Киренского округа Карапчанской волости Камского селения Давидъ Беръ Зелориановъ Коганъ Еврейского закона и наречен при крещении Иоганном в честь Святого пророка Предтечи Господня Иоанна, празднуемого 24 августа» (дословно).
Подготовила
А. РЯБОШТАН.
Фото автора.
(АП)
Комментарии