САНГАРЫ пишет:
...к-хе! "И вновь начинается бой!.." К-ХЕ! Ну, ну. Да без окон они, чолдонье, жили. Ну в Поморье, от куда они пришли первыми насельниками на Ангару, так заведено было! А алтайцы, которые не из Поморья, да?, те окна и во времянках, и в засыпухах, на сенокосах и на пастбищах, везде ставили. Там они, окна-то, - за дарма раздаривались! И улицы у них, у анатольевских-то алтайцев, как в "Нью-Йорке"! Посмотришь - стрит! А перпендикулярно, смотришь, во, тоже стрит, да, анатолий? Или авеню? А может быть хватит передергивать и факты, и историю? Ведь теперь доказывать тебе очевидное уже будет лень. Придется покапаться в истории Алтая, да фот. выложить.
А ты выложи!Я тебе точные адреса дам откуда именно попали на Ангару раскулаченные.И потом не стоит путать историю Алтая вообще с историей русских на Алтае.Алтай как и Ангара очень разный.Есть степной,есть предгорный,а есть и горный.И все они по укладу очень разные.Даже среди моих предков трудно сравнивать староверов,сбежавших туда во времена Петра в поисках легендарного Беловодья и псковскую голытьбу.переселенную по реформе Столыпина.
Да и с чем сравнивать?С потемкинской деревней в Тальцах?Ведь ты,Саша,настоящей старой деревни ни разу не видел и всерьез считаешь постройки 50-60 годов в Бедобе истинно чалдонской стариной.В Ярках,которые сгорели гораздо позже и то к 50-м не осталось ни одного(!)не перестроенного дома.
Наконец я давно дал точный адрес,где можно посмотреть в рисунках и чертежах истинно чалдонское подворье.Посмотри наконец!
Добавлю,что у чалдон не принято было огораживать дома и участки.Нужды в том не было.И деревьев у домов твои предки не садили,считали это бесполезным чудачеством.Тайга кругом!
Для меня тоже многое в свое время стало открытием и перевернуло привычные представления.Потому и стал интересоваться всерьез.Отнюдь не из желания кого-либо принизить.
И ответь заодно на простенький вопросец.Почему в тридцатые годы новый административный центр Богучан(от которого теперь мало что осталось) был выстроен с ноля исключительно алтайскими мужиками?Я могу тебе рассказать какие чудеса нам открылись при ремонте нашей школы в 1965 году.И такого не встречалось больше нигде кроме Мунтуля.А мне довелось разбирать и самое богатое богучанское подворье купца Толстых(это теперь редакция АП).
А мунтульские строения в 60-х почти все были перевезены в Богучаны.В частности они были основой первого аэропорта(может и до сих пор что-то живо).Замечу что брошенными тогда уже были больше десятка деревень.И ни в одной из них не нашлось ничего достойного внимания!И ведь деревни эти были ближе к райцентру,доступнее.Назови,как знаток,хоть одно достойное внимания здание хоть в одной богучанской деревне?Неважно жилое производственное или культовое...
Покойный Даниил Маркович долго носился с идеей переноса действительно красивой церкви в райцентр из брошенной деревни Юрохта на Чадобце.Музей он хотел основать именно в ней(ее сожгли по пьяне славные воздушные асы,которые повадились летать туда на утиную охоту).Но вышел конфуз,хотя и деньги уже были выделены!Церковь,как выяснилось,была творением староверов из Васюганья,которые пришли на речку только в 56 году.Не понравилось им там и перебрались они на Чуну.где и живут по сию пору.Деревня Прилуки,слыхивал?Там и церковь-близнец юрохтинской стоит.По канонам:без единого гвоздика.
Так что не стоит про землянки.которых ты никогда не видел.(разве что в очередной потемкинской деревне - музее брянских партизан).Да и предков чтут за то что были,независимо от их умения и достатков.Не слишком завидная досталась доля затерянному в веках и просторах Сибири кусочку земли,которая именовалась Пинчугской волостью.Так повернулась история.И никто в том не виноват,включая предков.Варились в собственном соку,по своему разумению и возможностям.Ни хуже,ни лучше их это не делает.