Перенесу сюда для того, чтобы сохранить прямую речь Густава Дмитриевича.
Из двух юбилеев, которые мы отмечаем в этом году, всем нам ближе и понятнее 85-летие Богучанского района. Это обозримый, хорошо изученный период. Куда сложнее заглянуть в глубь веков, которые укрывают строительство первых домов, положивших начало Богучанам. И все-таки мы имеем такую возможность – благодаря Густаву Дмитриевичу Шилько, оставившему нам замечательную книгу «Малая родина», над которой он работал много лет. Изданная в типографии «Ангарской правды» в 2000 году, она разошлась по району и по России. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию часть раздела «Заселение Приангарья» – о событиях первой трети XXVII века, о людях, заселивших суровый край.
ЗАСЕЛЕНИЕ Приангарья начинается лишь в XVII веке. В те давние времена на территории нашего района проживали тунгусские племена — предки современных эвенков. Кочевники занимались оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Между собой племена были связаны патриархально-родовыми связями. Князцы родов подчинялись родовому или племенному собранию. Религиозные представления племен, в отличие от русских, стояли на самом низком уровне. Основной формой религии был шаманизм, заключавшийся в поклонении духам предков и заклинании их. Считалось, что после заклинаний и жертвоприношений духи могут помочь в охоте, рыбалке, вылечивать больных, влиять на окружающую природу, погоду [...]
В начале XVII века русские вышли на Енисей. В 1601 — 1607 годах был построен четырехстенный пятибашенный город, названный Мангазея, как опорный пункт для продвижения вглубь Сибири, и был создан Мангазейский уезд, охватывающий огромную территорию – весь енисейский север, верховья рек Оленек, Вилюй, весь бассейн рек Нижней и Подкаменной Тунгусок и нижнее течение Верхней Тунгуски, т. е. реки Ангары. Поднимаясь вверх по Енисею, землепроходцы вышли к устью Ангары и двигались по ней на восток.
Один за другим на Ангаре возникали поселения, остроги. В 1620 году был основан Тасеевский, в 1630 – Рыбинский, в 1631 – Братский остроги. Параллельно с острогами возникают деревни одно-двухдворки. В донесении царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I, за 1642 год упоминается на Ангаре деревня Букачан, что по-эвенкийски означало бугор, холм, остров. Позже это название ассимилировалось в более благозвучное для русского языка — Богучаны.
Несмотря на то, что заселение Сибири и, в частности, Приангарья происходило в основном мирным путем, тем не менее остроги строились по всем правилам военной фортификации того времени и являлись форпостами, способными отразить возможные нападения кочевых племен. В то же время это были пункты, откуда уходили отряды для сбора ясака (дани) с местного населения. Оттуда же налаживались торговообменные отношения с тунгусскими племенами. Но эти отношения в большинстве своем были не в пользу бесхитростных тунгусов.
ВСТАЕТ вопрос: кем же заселялась Сибирь и, в частности, наше Приангарье? Казалось бы, что проще — русскими людьми. Но в связи с возрождением казачества, видимо, надо попробовать определить категорию первопроходцев — или это казаки, или просто переселенцы, служилые люди царя-батюшки. В книге историка Н. И. Костомарова «Русская история в жизнеописании главнейших деятелей», изданной в 1889 году, говорится: «В продолжении царствования двух первых Романовых русские подчинили себе почти все пространство северо-восточной Азии. С необыкновенно малыми силами и ничтожными затратами государства это дело было совершено вольными удальцами, носившими вообще название «Козаков». (Стиль и орфография по оригиналу). Действительно, завоевание Сибири с Запада осуществлялось дружинами, то есть организованными воинскими подразделениями казаков. Освоение с Севера происходило поморами и жителями северо-западных районов России. За передовыми отрядами тех и других первопроходцев следовали и бежавшие от крепостного права крестьяне, своего рода «романтики дальних странствий», ищущие лучшей доли, прятавшиеся от наказания преступники и те же служилые люди царя-батюшки, направленные на освоение новых земель. Все основные деревни по Сибири, в том числе и по нашему Приангарью, в большинстве своем были основаны именно этой категорией переселенцев. Казачество же селилось вокруг форпостов-острогов, в этих поселениях-станицах сохранялся присущий казачьим станицам уклад жизни: атаманское правление, казачий круг, ношение формы. На территории нашего района этих атрибутов казачьего быта не было.
Свидетельством тому, что основную массу переселенцев составляли выходцы из северо-восточных областей России, служит многотомный труд «Живописная Россия», изданный в 1895 году издательством «Товарищества М. О. Вольфа» в С.- Петербурге. В двенадцатом томе, посвященном восточным окраинам России, на страницах 147 и 148 в очерке «Ангара» автор, историк С. Максимов, пишет: «...На Ангару шли все. Здесь были все налицо: все, кому предоставлена свобода переменять худшие места на лучшие и ходить без спросу. Вот почему первыми насельниками Сибири и Приангарья явились жители северных городов (Тотьмы, Сольвычегодска, Холмогор, Великого Устюга) как торговцы и промышленники, а жители вологодского, архангельского, вятского, пермского и ближайших краев в качестве пашенных людей. Из них и образовалось старожильное коренное население Сибири...»
Можно почти с уверенностью утверждать, что основная масса переселенцев на Ангаре была выходцами из северо-западных областей России. Свидетельство тому – характерный протяжно-напевный выговор коренных ангарцев, еще сохранившийся кое-где в отдаленных деревнях, соответствующий выговору жителей Архангельской, Северодвинской областей. Много и совпадающих слов, например: гуливун – ночевка под открытым небом, сиверко – северный ветер, падера – сильный шквалистый ветер, карбас – большая деревянная лодка. Еще не так давно расстояния между деревнями жители называли «волоком», памятуя о том, когда их предки, передвигаясь по речкам, перетаскивали волоком свои лодки но водоразделам. В памяти старожилов сохранился известный только в северных районах России способ изготовления изгородей, когда в землю вбивались с помощью воды два кола и они переплетались таловыми прутьями, на которые укладывались жерди. Только в северных районах России известен способ связывания бревен для плотов с помощью «виц» – размоченных в воде тонких стволиков пихты или таловых прутьев. Этот способ изготовления плотов сохранялся до начала тридцатых годов. Даже в леспромхозах в эти годы с помощью виц вязали плоты. Можно набрать очень много примеров совпадений и в способах ведения хозяйства, и в неприхотливой архитектуре строений, и в сохранившихся обычаях и быте с обычаями и бытом северо-западных областей России.
СВИДЕТЕЛЬСТВОМ тому,
что наш район, как и почти все Приангарье, был заселен обыкновенными крестьянами-землепашцами, являются записи посла царя Алексея Михайловича Спафария Милеску. Молдавский ученый и дипломат, он находился на службе у русского царя. В 1675 году он был направлен послом в Китай. В июле того же года ученый начал свое путешествие по Верхней Тунгуске (Ангаре), как он пишет, к «морю Байкальскому». В своих записках Спафарий Милеску описывает весь маршрут, отмечая почти все значительные населенные пункты. В пределах нашего района он упоминает только о крошечных деревнях, состоящих из нескольких дворов.
Говорит он о Каменке, стоящей у места впадения речки Каменка, говорит о деревне Логиновой (это нынешнее Иркинеево), о деревне Ереминой (нынешняя Пинчуга) и о том, что в шести верстах от нее из «гор каменных» выпадает речка. Описываются шиверы и пороги, но нигде не упоминается о поселениях казаков. И только говоря о деревне Чадомец (Чадобец), пишет: «Из Ениейска на речку Чадомец посылают для ясаку по 10 и по 12 человек казаков и собирается с реки Тунгуски, с реки Чадомы с тунгусов сорока по 70 и больше ясаку».
В 1859 году в Петербурге Статистическим комитетом Министерства внутренних дел были изданы «Списки населенных мест Российской империи», где перечисляются все населенные пункты по всем губерниям России, в том числе и по Енисейской губернии. Но в этих списках нет упоминаний о казачьих поселениях по Ангаре, там говорится только о крестьянских деревнях, о количестве дворов и «ревизских душ», то есть о тех, кто платит налоги. В частности, о Богучанах сказано: «С. Богучанское, 29 дворов, 193 жителя, православная церковь, приходское училище, казенный запасный магазин». Есть еще более поздний документ — справка краевого музея о населении Пинчугской волости и Петропавловского церковного прихода, сделанная на основании документов Енисейской епархии и книги «Списков населенных пунктов Енисейской губернии», изданной Енисейским переселенческим управлением в 1911 году. В этом документе говорится о возникновении Петро-Павловского прихода и о населении его. Там черным по белому написано: «Основное ядро населения дали пришлые служилые люди, оставленные от походов казаков, гулящие люди и ссыльные, которые начали прибывать в Восточную Сибирь на Ангару с XVII века». Следовательно, поднятый в последние годы шум о том, что все коренное население – прямые потомки казаков, не имеет под собой твердой почвы. Тем более, что на всей территории нашего района не было казачьей атрибутики, да и до прихода Советской власти из Приангарья не брали на военную службу. Правда, в мобилизационных списках Енисейской губернии Приангарье входило в состав Енисейского казачьего войска, но не как казачье подразделение, а как просто военнобязанные и в случае крупномасштабного вооруженного конфликта могли быть призванными в армию на общих основаниях [...]
Конечно, среди коренного населения есть потомки казаков, но оторванные от своей среды, они потеряли статус казака и стали обыкновенными крестьянами-хлебопашцами. Но кто бы ни создал население Приангарья, нашего района, надо отдать должное их мужеству за то, что они сумели закрепиться, пустить корни и выжить в экстремальных условиях Сибири того времени и дать основу для нас, живущих на завоеванной ими земле.
НЕЛЬЗЯ утверждать и то, чтот основное население нашего района сложилось из ссыльных. Да, ссылка в Восточную Сибирь началась, как уже говорилось, в XVII веке, но на Ангаре первые ссыльные появились где-то в конце XVIII века, а основная масса — в середине XIX столетия. По данным Статистического управления Енисейской губернии, в 1662 году в губернию было выслано всего около трех тысяч человек. В 1709 году ссыльных было около шести тысяч, а к началу XX века количество сосланных – и уголовников, и политических – уже достигало тридцати. Большинство ссыльных на Ангаре были «политические», в основном сосланные в конце прошлого и начале нынешнего столетия. Как правило, большинство их по окончании ссылки уезжало, не оседая в этих, не очень благоприятных для жизни неприспособленного человека местах.
Что же касается нашего района, то известны несколько фамилий людей, высланных в середине прошлого столетия. Они остались на Ангаре и основали свои рода, удачно вписавшиеся в трудную жизнь ангарского крестьянина: Лопатины в Бедобе, Левицкие в Пинчуге. Последние были высланы за польское восстание 1868 года.
Можно с уверенностью утверждать, что коренное население нашего района составили потомки основателей родов Смолиных, Рукосуевых, Брюхановых, Безруких, Соседовых, Логиновых, Мутовиных, Каверзиных, Толстых. И какая разница, кто они — бежавшие крепостные, служилые люди царя или казаки? Во всяком случае, они подготовили почву для дальнейшего освоения этих богатейших мест.
На освоение новых территорий первыми прибывали мужики, и, естественно, нередки были браки между русскими мужиками и тунгусскими женщинами. Известно, например, что Безруких Ефим Иванович из деревни Ярки, умерший в начале XVIII века, был женат на тунгуске, впоследствии окрещенной и принявшей христианское имя Мария. И сейчас еще среди коренных ангарцев можно встретить людей с ярко выраженными эвенкийскими чертами.
Оседая на более удобных для ведения сельского хозяйства землях, русские первое время не мешали тунгусам заниматься привычными для них промыслами. Однако, распахивая поля, расчищая покосы, они постепенно оттесняли эвенков все дальше и дальше на север, постепенно занимая их охотничьи угодья. И уже в прошлом веке охотничьи угодья русских мужиков уходили в верховья рек Каменки, Иркинеевой, Чадобца, то есть на границу современного Эвенкийского округа.
К середине XVIII века в нашем районе сложились основные населенные пункты: деревни Каменка, Манзя, Иркинеево, Пинчуга, Богучаны и т. д. – всего более двадцати деревень, входивших в бывшую Пинчугскую волость. Интересен тот факт, что по фамилии жителя можно было определить, из какой он деревни: Каменка, Ярки – Безруких; Иркинеево, Бедоба – Логиновы, Скурихины; Заимка – Смолины и тому подобное. В каждой деревне преобладала фамилия основателя этого населенного пункта.
Комментарии
0 #1 анатолий 23.06.2012 20:16
Не стоит безоговорочно доверять Г.Д.Шилько.При всем уважении к нему.Это не история Приангарья.Это лишь его взгляд на историю.Многое из доступного сейчас ему просто было неизвестно.