Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 10 года 6 мес. назад #8967

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Появилась возможность прочитать
Челобитная царю Михаилу Федоровичу служилых людей Енисейского острога — сотника стрелецкого Петра Бекетова, атамана Максима Перфирьева и других — о их службе и даче денежного и хлебного им жалованья.
Своеобразная хронология расширения "налогооблагаемой базы" по по Ангаре.
Для себя отметил тунгусский князь- Иркиней? Река Иркинеева, поселок и на карте есть.
А вот тунгуский князь Бокей? Это Богучаны или Беляки?
(изменение шрифта мои)

"1629 г. ?]. — Челобитная царю Михаилу Федоровичу служилых людей Енисейского острога — сотника стрелецкого Петра Бекетова, атамана Максима Перфирьева и других — о их службе и даче денежного и хлебного им жалованья.

/л. 452/ Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьют челом холопи твои Енисейского острогу служивые людишка сотник стрелецкой Петрушка Бекетов, атаманишко Максимко Перфирьев, пятидесятник Терешка Савин, Васька Черменинов и во всех своих товарыщев место енисейских стрельцов 21 [?] (В подлиннике неразборчиво) человек. По твоему государеву указу служ[или] (В подлиннике оборвано) мы, холопи твои, в Енисейском остроге всякие твои государевы службы зимою в нартах и летом на кочех и в стругах без престани и будучи на твоих государевых службах велику[ю] (В подлиннике оборвано) нужу и бедность и голод и ото иноземцов новых землиц про[ве]дываючи (В подлиннике оборвано) великое позорство терпим и многую тебе великому государю прибыль в ясачном зборе учинили и многие землицы и волости по твоему государеву счастью под твою государеву высокую руку привели. Первую, государь, волость привели под твою государеву высокую руку вверх по Верхней Тунгуске реке на рыбной ловле лапарских [?] (В подлиннике неразборчиво) тунгусов князца Иркенея да Бокея с товарыщи и ясак с них тебе великому государю взяли, да вверх по Верхней же Тунгуске реке привели под твою государеву высокую руку тунгуских людей Топорков в Муре и в Чедобче реке князца Мамыгу да М...тя (В подлиннике оборвано) с товарыщи и ясак с них тебе великому государю взяли. Да вв[е]рх (В подлиннике оборвано) по [16] Тунгуске же реке привели под твою государеву высокую руку в реке Кове и на Аплинском пороге тунгуских же людей чипа...цов (Здесь в подлиннике оборвано) князца Булмурина с товарищи и ясак с них тебе вели[кому] (Здесь в подлиннике оборвано) государю взяли, да вверх по Тунгуске ж реке привели под твою государеву высокую руку шаманских тунгуских людей в Кове реке князца Когоня с товарыщи и ясак с них тебе государю взяли, да вверх по Тунгуске ж реке привели под твою государеву высокую руку князца Чялуня [?] с товарыщи и ясак с них тебе государю [взяли] (Здесь в подлиннике оборвано), да вверх [по Т]унгуске ж реке ,.... (В подлиннике несколько слов оборвано) еке (В подлиннике несколько слов оборвано) государеву высокую р[уку н]аляжских (Здесь в подлиннике оборвано) людей кня[зц]а (Здесь в подлиннике оборвано) Балея да Кинегу с т[оварищи] (Здесь в подлиннике оборвано) [и] (Здесь в подлиннике оборвано) ясак с них тебе государю взяли, да в[верх по Тунгуск]е (Здесь в подлиннике оборвано) ж реке [привели под твою (В подлиннике несколько слов оборвано) ...] /л. 453/, государеву высокую руку мунгули князца Едоку с товары[щи] (Здесь в подлиннике оборвано) и ясак с них тебе государю взяли, да вверх по Тунгуске же реке выше Братцкого первого порогу привели под твою государеву вы[со]кую (Здесь в подлиннике оборвано) руку верхних тунгуских людей которые тунгуские люди живут з братцкими людьми вряд и ясак тебе великому государ[ю] (Здесь в подлиннике оборвано) взяли. Да мы же холопи твои привели под твою государеву высок[ую] (Здесь в подлиннике оборвано) руку братцких людей князца Кодогоня с товарыщи и ясак с них тебе государю взяли, да мы же холопи твои привел[и] (Здесь в подлиннике оборвано) под твою государеву высокую руку вверх по Тасее реке ва...ских (В подлиннике несколько слов оборвано) людей и ясак тебе государю взяли. И ныне, государь, тех земл[иц] (Здесь в подлиннике оборвано) князцы со всеми своими людьми тебе государю ясак платя[т] (В подлиннике неразборчиво) и живут под твоею государевою высокою рукою и на тех государь службах многих нас холопей твоих тунгуские и иных землиц люди побивали, а таких, государь, нужных и жестоких служ[еб] (В подлиннике неразборчиво) что в Енисейском остроге и во всей Сибири нет, а мы холопи твои перед иными сибирскими городами пред своею брать[ею] (В подлиннике неразборчиво) твоим государевым денежным и хлебным жалованьем оск[у]жены (В подлиннике неразборчиво). Милосердый государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии пожалуй нас холопей своих... (Здесь в подлиннике оборвано несколько слов) на поверстати своим государевым денежным и х[лебным] (В подлиннике неразборчиво) жалованьем против томских и тарскихи тюменских кон[ных] (В подлиннике неразборчиво) [ка]заков (В подлиннике неразборчиво) за наше службишко и за кровь и за работу чтоб [нам] (В подлиннике неразборчиво) холопем твоим будучи в Енисейском остроге твоей государевой службы не отбыть. Царь-государь смилуйся, пож[алуй] (В подлиннике неразборчиво).

ЦГАДА, ф. 214 — Сибирский приказ, столб. 12, лл. 452 — 453, подлинник, без даты, ветх, местами порван. "
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Андрей, элсин

улицы Богучан 10 года 6 мес. назад #8957

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Прочитал в Районной библиотеке
"История улиц села Богучаны

В 1905 году в селе Богучаны было две улицы и застраивалась третья, улица Береговая, названная по месту её расположения, улица Большая - по своей протяженности и функции центральной улицы, улица Задняя - по месту её расположения. В начале XX века село заканчивалось там, где сейчас переулок Лермонтова. Концом улицы была площадь на которой стояла каменная церковь. Сейчас на этом месте стоят здания РОВД и прокуратуры.

После октябрьской революции названия улицам присваиваются не только по старым принципам, но и по новым. Например, с 1920г. улица Большая стала называться Октябрьской. Улицу переименовали в связи с тем, что во время Гражданской войны остатки белогвардейских войск проходили по нашим краям. Красная армия их преследовала, и после освобождения от белогвардейцев улице присвоили название в честь Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Основная часть названий наших улиц была присвоена в советское время, когда создавались новые принципы. Распространенными были названия в честь видных социалистических деятелей. Например, 1948 год - переулок Сталинский и улица Жданова (член политбюро, раннее I секретарь Ленинградского обкома КПСС). В 50-60-е г. переулок Лихачева был переименован в переулок Лазо, героя Гражданской войны, который был сожжен в Паревской топке паровоза. В 1978г. присвоили название ул. Перенсона, участку, который он строил, в честь большевика, соратника В.И.Ленина, отбывавшего царскую ссылку в селе Богучаны в 1914г. По специальности он был военный врач. Возглавлял Енисейский губком. Во время войны был казнен белогвардейцами.

Улица Ленина формировалась в 50-е годы прошлого века.

В нашем районе отбывали ссылку многие знаменитые большевики-ленинцы: Шанцер, Орджоникидзе, Джапаридзе и др. Их именами названы улицы в нашем селе. В 1967г. было переименовано «в целях увековечивания памяти о замечательном революционере, соратнике В.И.Ленина, отбывавшим ссылку с 1.07.1901г. по 3.07.1908г. в селе Богучаны -В.Л.Шанцера» (протокол №10 заседаний сельского совета 1.1.1967г.) Принимал участие в подготовке московского вооруженного восстания в декабре 1905 года, за что и был арестован и выслан в село Богучаны. Умер 1911 году в тюрьме. В связи со столетием со дня рождения переименовали переулок МТС (машинотракторная станция) в переулок имени Шанцера. В 1970 году присвоили название переулку Орджоникидзе, в честь большевика из гвардии ленинцев, отбывавшего ссылку в нашем районе. Из ссылки бежал.

Названия улицам присваивались не только в честь великих социалистических деятелей, революционеров, но и участников Гражданской войны. Например, улица Партизанская названа в честь И.И.Пустынского, участника Гражданской войны (1918-1919г.). который воевал в наших краях. Он состоял в Тасеевском Партизанском отряде, был лыжником. Долгое время работал председателем Богучанского сельского совета. Улица названа в 1948г.
Некоторые улицы названы в честь героев - земляков. Например, в 1978г. был переименован переулок Подъемный в переулок Кати Безруких (участницы Великой Отечественной Войны). Она награждалась медалью «За отвагу» и орденом «Красной звезды». На своем счету имела около 300 человек- солдат и офицеров, вынесенных с поля боя, оказывала им медицинскую помощь. В результате чего многим из них спасла жизнь (Протокол №4 заседаний сельского совета 20.04.1978г.)

Переулок имени Андрея Толстых (до 1985года переулок Кооперативный), назван в честь земляка, который погиб в Афганистане при исполнении интернационального долга.

В 1989г. на заседании сельского совета решили переименовать часть улицы Жданова (на восток от стадиона) в улицу Заборцева, в честь милиционера Василия Заборцева, погибшего во время патрулирования.
Многим улицам присваивали названия по предприятиям и зданиям, которые находились на этих улицах или имели к ним какое-то отношение. Например, в 1948г. были присвоены названия: переулок Колхозный, переулок Кооперативный, переулок Лесопромышенный, а так же МТС (машинотракторная станция). На ней жили главный инженер МТС Лукасик Б.А., начальник МТС Смолин Л.И., сварщик Брюханов И. В 1979г.появилась улица Промышленная в районе пилорамы и складов Ангарского химлесхоза. 1981 год в районе кирпичного завода: «улица Строителей, Заводская, пер. Кирпичный, Магистральная, Кольцевая»(Протокол №12 заседание сельского совета народных депутатов 15.12.1981г.)
В 60-х г. много улиц было названо в честь известных писателей: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и других. По мере застраивания появляются ул. Маяковского, Белинского, Тургенева и других.
В 70 - е года начали присваивать названия улицам в честь космонавтов. Например, переулок имени Гагарина в 1977г. , улицы Титова, Терешковой, Николаева - микрорайон ДРСУ. В связи с этим улица Автодорожная была переименована в улицу Космонавтов, а улицу Енисейская переимновали в улицу Быковского, а в 1981г. присвоили название улице имени космонавта Комарова.

Наряду с этим присваивали названия памятными датами. В 1985г. в честь 40-летия Победы было решено переименовать улицу Полевую в улицу 40лет Победы. В1986г. было решено на заседании сельского совета присвоить название 50 лет «Ангарской правды».

В 90-е гг. были присвоены названия улицам: Комсомольская, Российская. Декбристов, Новоселов и другие.
Улица Комсомольская была названа в честь I секретаря комсомола Г.А.Брюханова. В 90-е гг. произошел распад СССР, и образовалась РФ, поэтому присвоили название улице Российская. В 1990г. решили со строительством новой улицы в микрорайоне Западный присвоить название улице Сосновая. В 1991г. присвоили название улице, которая находится в микрорайоне станции Орбита - Ольховая."
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Андрей, элсин

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 11 года 1 мес. назад #8503

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Попала в руки очень интересная книга о наших соседях Абанцах. Очень интересно.
Драпаков С.В., Калякина Н.В.
Становление Земли Абанской
АБАН, 2006
"Книга представляет собой систематизацию краеведческого материала по истории Абана и заселения Абанского района в конце 19 – начале 20 века и подтверждение его архивными данными. В работе представлены цивилизационные достижения и ценности старожилов – челдонов, показана роль наших предков в освоении Земли Абанской.
Книга предназначена для учащихся, преподавателей краеведения, жителей Абанского района"
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 11 года 1 мес. назад #8502

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Н.А. НОВОСЕЛОВА
КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

ПОНЯТИЕ «СТАРОЖИЛ» И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКИХ ПОТОКОВ ПРИЕНИСЕЙСКОГО КРАЯ ПО ХРОНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Русское население Енисейской губернии начало складываться с начала XVII века и пополнялось переселенцами вплоть до ХХ века. Таким образом, в формировании региональной фольклорной традиции принимали участие поселенческие потоки разного времени. Культурные традиции разновременных потоков могли как взаимодействовать между собой, так и существовать автономно. Прослеживая их вклад в формирующуюся фольклорную региона, мы становимся перед необходимостью дифференциации и обозначения поселенческих потоков. Здесь могут иметь место разные подходы: географический, этнический, социальный, хронологический. Имеющиеся исторические и фольклорно-этнографические данные не всегда позволяют однозначно и четко определить роль каждого из названных выше факторов, но только с их учетом можно реконструировать процесс формирования народной культуры с максимальным приближением к адекватности. И на этом пути возникают сложности как историко-культурного, так и терминологического характера. В частности, особого внимания требует содержание понятия «старожил».
В разных российских губерниях этим термином характеризуются различные по времени образования группы населения, что отражает объективную картину их формирования. В сибирской регионалистике также можно встретить довольно широкое употребление термина: старожилами называют слой поселенцев от XVII до начала XX века. Так, в ряде источников русское население современных Ермаковского, Каратузского и Курагинского районов характеризуется как старожильческое [Кожухов 1967: 243] , хотя большинство сел на юге края возникло не ранее XIX века. Некоторые исследователи называют старожилами русских жителей Тывы, появившихся там в конце XIX века [Безручко 1975: 70–78]. А в одной из последних работ по культурологии мигранты, пришедшие в Приенисейскую Сибирь в XIX веке, названы новопоселенцами [Евменова 2006: 29]. Содержание термина «старожил» при этом не оговаривается. Совершенно ясно, что употребление понятий «старожил» и «новопоселенец» требует четких временных разграничений, необходимых для описания процессов в лингвистике, фольклоре и всей народной культуре.
Какие же группы русского населения нашего края могут считаться старожилами и на каких территориях региона возникла старожильческая традиция? Совершенно очевидно, что к старожилам должны быть отнесены первые русские, появившиеся в регионе в XVI–XVII веках. Следовательно, вопрос стоит о правомерности отнесения к данной группе переселенцев, прибывших в Сибирь в XVIII и особенно в XIX веке. Историки отмечают, что в реальной действительности понятие «старожил» расширялось хронологически, поскольку переселенцы XVIII–XIX веков постепенно адаптировались к местным условиям и начинали воспринимать и номинировать себя в качестве старожилов [Андюсев 2004: 82]. Но определение «старожил» отражало не только самоидентификацию жителей. Это понятие было административно и социально динамичным и изменялось по наполнению даже в официальных документах.
По мнению историков, в XIX веке существовало несколько категорий жителей, подходивших под определение «старожил» в социально-демографическом плане. В частности, старожилами считались крестьяне, которые родились в Сибири [Быконя 1998: 587]. Эта категория жителей пополнялась и на основе временного ценза. Так, например, добровольные переселенцы включались в состав старожильческого населения после того, как прожили в Сибири 25 лет [Быконя 1998: 587]. Более высокий временной ценз действовал в отношении людей, переселившихся в регион коллективно и образовавших компактные поселения. [Андюсев 2004: 86]. Другим условием перехода в разряд старожилов исследователи называют адаптацию переселенцев к материальным условиям жизни региона и включение в духовную культуру более ранних поселенческих слоев [Андюсев 2004: 87].
Таким образом, в конце XIX века понятие «старожил», употребляясь в социальном, демографическом и культурологическом значениях, обозначало группы населения, разные по местам исхода и времени переселения в Сибирь. Поэтому у исследователей закономерно появилось стремление сузить содержание термина. В начале ХХ века он был ограничен в хронологическом наполнении. Так, А.М. Селищев отнес к старожилам «стародавнее сибирское население, чьи предки поселились в Сибири с начала ее освоения до середины 18 века» [Селищев 1921: 7 – 8.] Данный временной критерий был принят позднее рядом сибирских лингвистов и, как пишет О.И. Блинова, вошел в практику изучения старожильческих говоров в исследованиях «иркутских, томских, красноярских, енисейских и других диалектологов» [Блинова 1971: 6]. Так, ряд сибирских диалектологов считает водоразделом между старожилами и поздними группами населения проведение в регионе Московского тракта, т.е. 60-70-е годы XVIII века. Однако в работах лингвистического характера термин географически сузился: старожилами считаются только те сибиряки, которые имеют северно-русское происхождение. Подобное содержание термина было предложено О. Блиновой [Блинова 1971: 6–7] и применено в работах целого ряда сибирских лингвистов.
Как видим, в работах историков, культурологов и языковедов термин «старожил» имеет различное наполнение и хронологические характеристики. Это заставило нас искать собственный подход, который может быть полезен в исследованиях по региональной фольклористике и народной культуре. На наш взгляд, прежде всего необходимо дифференцировать само понятие «старожил».
Учитывая динамичность этого понятия и существующее в исторической действительности расширение данной группы населения, можно говорить, что к концу XIX – началу XX века в Енисейской губернии существовали раннестарожилы и позднестарожилы. Вслед за лингвистами мы выделяем слой людей, оказавшихся в регионе в XVII – первой половине XVIII века. Этих переселенцев, а также их потомков мы называем раннестарожилами. Как синоним этому обозначению в работах культурологического характера может быть употреблен термин раннепоселенцы. К середине XIX столетия многие жители сел, расположенных вдоль Московского тракта, по документам уже считались старожилами, но на основании принятого временного критерия они должны отграничиваться от раннестарожилов.
Позднестарожилы заселялись в регион со второй половины XVIII века до конца 90-х годов XIX столетия. Жителей края, появившихся в регионе в начале XX века по Столыпинским реформам, мы относим к новопоселенцами. Соответственно этому, в первое десятилетие XX века в крае существовали раннестарожильческая, позднестарожильческая и новопоселенческая культуры, Если первая на территории нашего края начала складываться в XVII – первой половине XVIII вв., то вторая формировалась начиная со второй половины XVIII века. Обращение к историческим источникам убеждает, что на большей части региона раннестарожильческая фольклорная традиция могла существенно корректироваться позднестарожилами и новопоселенцами.
Временные границы выделения раннестарожилов представляются нам оптимальными. В то же время для нас неприемлемо отнесение к старожилам только мигрантов из Русского Севера. Как сообщила в устной беседе О.И. Блинова, предложенное ею географическое ограничение термина было условным. Оно было призвано выделить северно-русскую основу языка сибиряков как самостоятельный объект исследования. К сожалению, на основе этого в некоторых работах вся русская старожильческая культура региона сводится к северно-русской основе.
Между тем, уже в XVII веке большинство территорий Приенисейского края было пестрым по географическому составу первопоселенцев. Работы В.В. Покшишевского, А.Н. Копылова, Г.Ф. Быкони свидетельствуют, что даже в Енисейском уезде – одном из ранних по времени заселения – были не только выходцы из Русского Севера, но также из центральных и южных районов России. Еще большим разнообразием характеризуются метрополии раннестарожилов Красноярского уезда: «Мы встречаем на Красном Яру уроженцев Москвы и ближайших к ней городов: москвитян, коломлетян, ростовцев; из Поволжья – романовцев, ярославцев, казанцев, нижегородцев, арзамасцев, балахонцев, тетюшан, астраханцев; наконец, с западной и южной окраин – смольнян, воротынцев, путивльцев, комаричан, курчан и др.» [Бахрушин 1959: 93].
Следуя географическому подходу лингвистов, мы должны были бы исключить Красноярский округ из числа старожильческих, что с хронологической и культурологической точки зрения абсолютно неправомерно.
Таким образом, раннестарожильческой следует называть - независимо от географического генезиса – всю восточнославянскую культуру, сложившуюся в регионе в XVII – первой половине XVIII веков. Соответственно, раннестарожильческими будут называться указанный период времени и территории Приенисейской Сибири, освоенные русскими до первой половины XVIII века. В ряде исторических исследований раннестарожильческие районы Приенисейского края определены и установлены причины именно их заселения. Во-первых, это территории низовьев Енисея, расположенные по Северному пути освоения Сибири и вошедшие в особый – Туруханский – край.
Кроме того, раннестарожильческими являются территории современных Казачинского и Енисейского районов. По мнению историков, в XVII веке главной целью колонизации Сибири было овладение ее пушными богатствами: «Основной притягательной силой для русских землепроходцев и царского правительства в Сибири была в то время пушнина сибирской тайги» [Копылов 1961: 9]. Эти экономические и геополитические задачи XVII века обусловили главенствующую роль в регионе территорий, прилегающих к Енисейску: «Отвечая экономическим целям, главным административным и хозяйственным центром Восточной Сибири стал Енисейск» [Копылов 1961: 9]. Именно на территориях, расположенных вокруг Енисейска, начало складываться с XVII века основное старожильческое население нашего края. Отсюда же направлялось большинство поселенческих потоков в разные районы Приенисейской Сибири и за ее пределы [Александров 1964].
В XVII веке русскими была освоена обширная территория, располагающаяся севернее Красноярска, в том числе – в северо-западной и северо-восточной части региона: «Русская колонизация Сибири в конце XVI – XVII в. охватила преимущественно районы лесной лесотундровой, частично лесостепной полосы, не коснувшись плодородных земель ее юга» [Копылов 1961: 35]. Что касается южных территорий региона, то в XVII веке они были для русских малодоступны: на юге Сибири кочевали воинственные киргизы и другие племена, находящиеся в вассальной зависимости от монгольских феодалов» [Копылов 1961: 35]. Освоение территорий, расположенных по Енисею выше Красноярска, шло очень медленно, так как здесь русские «вынуждены были вести длительную борьбу с монгольскими ханами за влияние на местное аборигенное население» [Копылов 1961: 25]. В XVII веке южная граница русских поселений на территории нашего края проходила близ деревни Овсянка, отстоящей от Красноярска на расстоянии около тридцати километров [Бахрушин 1922: 111–113 ] . Далее простирались владения аборигенов.
С образованием в 1628 году Красноярского острога часть прилегающей к нему территории выделилась постепенно в Красноярское воеводство, но при этом значительно большим территориальным образованием по-прежнему оставался Енисейский уезд. Из исторических источников следует, что в XVII веке территория уезда включала ряд современных районов: Енисейский, Казачинский, Тасеевский, Пировский, а в Приангарье – Кежемский, Богучанский и Мотыгинский районы [Бахрушин 1959: 25]. На этих территориях раннестарожильческая культура имела сплошное распространение и составила богатую основу дальнейшей формирующейся фольклорной традиции. Однако большинство названных местностей во второй половине XVIII века и на протяжении XIX пополнялись новыми потоками мигрантов. В настоящее время требуется кропотливая работа по выявлению генезиса раннестарожильческой культуры и более поздних воздействий на эту сферу.
Исходя из принятых выше временных границ, к районам, где существовала раннестарожильческая культура, следует также отнести местности, освоенные русскими в первой половине XVIII века. Как явствует из исторических работ, это населенные пункты, прилегающие к Красноярску, а также современные Бирилюсский, Емельяновский, Больше-Муртинский районы, северная часть Сухобузимского, северо-восточная – Емельяновского и ныне исчезнувший Даурский район. В первой половине 18 века единичные русские остроги и поселения возникли на территории современных Новоселовского, Каратузского, Ермаковского и Курагинского районов [Быконя 1973: 82], что также позволяет искать там следы раннестарожильческого культурного влияния. Однако населенные пункты старожилов были довольно редкими, и к XIX веку раннестарожильческая культура в указанных районах имела точечное, или локальное, бытование. Основную культурообразующую роль в этих районах сыграли поздние поселенческие потоки, образовавшие новые населенные пункты или влившиеся в деревни раннестарожилов. Поэтому культурное влияние позднестарожилов и новопоселенцев здесь прослеживается более ярко.

Список литературы
1. Александров В.А. Русское население Сибири XVII – нач.XVIII вв. М., 1964.
2. Андюсев Б.Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов Приенисейского края 60-х гг. 18–90-х гг. XIX вв.: опыт реконструкции. Красноярск, 2004.
3. Бахрушин, 1922: Бахрушин С.В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX в. Иркутск, 1922.
4. Бахрушин С.В. Очерк по истории Красноярского уезда в XVII в. М. , 1959.
5. Безручко Л.С. Из наблюдений над лексикой русских старожильческих говоров Пий-Хемского района Тувинской АСССР// Проблемы лексикологии, фразеологии и лексикографии сибирских говоров. Красноярск, 1975. – С.70–78.
6. Блинова О.И. О термине «старожильческий говор Сибири»// Вопросы языкознания и сибирской диалектологии. Вып. 2. Томск, 1971.
7. Быконя Г.Ф. Заселение русскими юга Приенисейского края. Новосибирск: Наука, 1973.
8. Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосибирск: Наука, 1981.
9. Быконя Г.Ф. Старожилы // Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н.И. Дроздов. Красноярск, 1998. С. 587.
10. Евменова Л.Н. Культура русских переселенцев Приенисейского края. Красноярск, 2006.
11. Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX в. (1800-1861) Л.: ЛГУ, 1967.
12. Копылов А.Н. Русские на Енисее в XVII веке. Новосибирск: Наука, 1961.
13. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.
14. Русские старожилы Сибири. М.: Наука, 1973.
15. Селищев А.М. Диалектологический очерк Сибири. Иркутск, 1921.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 11 года 3 мес. назад #8451

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Этому документу триста лет. А проблемы все те же.. Но очень интересно, какие задачи решал Енисейский комендант. какими силами и средствами..


1713, декабря 31. — Наказ князю Ивану Щербатову, назначенному комендантом в Енисейск.

1713 году, декабря в 31 день, по указу великого государя и по приказу губернатора князя Матвея Петровича Гагарина, столнику князю Ивану Ивановичу Щербатово. Велено ему быть в Енисейску камендантом, на место прежняго каменданта Александра Колтовского, и управлять ему в Енисейску всякие великого государя и челобитчиковы дела против указу великого государя и по сих пунктам, и всякия ясашные и таможенные и всякие сборы казны великого государя по окладу сбирать; також и неокладные статьи и издоимки выбирать. И ему князю Ивану Ивановичю, приехав в Енисейск, принять у прежняго каменданта город Енисейск и казны великого государя; також и город и всякого чина людей, енисейских служилых и всякого чина енисейских жителей, и во всякой казне великого государя в приходе и в росходе счесть по приходным и росходным книгам, також и по выпискам и по указом. И будучи им у того дела, всякие великого государя Дела и сборы и челобитчиковы дела управлять, а чтоб всякие дела и всякие указы креплены были его рукою. А казны великого государя на окладные и на неокладные росходы не держать ни малого числа, кроме самых нужных росходов, прогонных денег и покупки лошадей в дачю посылщиком. Ему же смотреть того накрепко, чтоб во всяких сборех казны великого государя, как в ясашной, так и в таможенной и издоимки и всяких сборех отнюдь бы никакие ни малые ни от кого гибели не было; також и на винных варницах и на кабаках и везде смотреть ему каменданту для того, что все взыскано будет на нем.
Да ему ж, будучи в Енисейску, посылать от Енисейска вино на Березов, в Сургут, в Нарым, по 1000 ведр, да [28] в Мангазею по 2000 ведр, без всякого отлагателства и удержания, не дожидаясь о том отнюдь иного указу; а велеть, то вино курить из государева и из покупного хлеба, и не отпустя в вышеписанные городы, хлеба и вина ни в какие дачи в росход не держать, також и Енисейским всякого чина людем в жалованье отнюдь не давать, покамест отпущено будет хлеба в Мангазею против прежних указов на окладную их дачю. Також в которое время насижено будет вина указное число в вышеписанные городы, а естли будет хлеба государева с доволство на винное курение, то не покупать и сидеть из государева; а будет недостанет, то в то время хлеб покупать на винное курение. Заслуженого жалованья и настоящего без указу отнюдь никому не давать ни малого числа, и доимки никакие отнюдь ни с кого не складывать, и в доимку никаких сборов отнюдь не запускать. И для ясачного сбору посылать за выбором всех енисейских служилых людей всякого чина, а без выбору отнюдь ни к каким сбором никого не посылать; також с тех людей, которые посыланы будут к какому сбору, отнюдь ни малых взятков себе не брать. Пошлину великого государя велеть сбирать надзирателю и таможенному голове и служителем таможенным в Енисейску и в Енисейском уезде против статей, каковы посланы при сих пунктах, послабления отнюдь в пошлинном сборе никому отнюдь не чинить, итого смотреть накрепко под великим штрафом.
Сего 1718 году состоялся указ и послан во все городы Сибирской губернии, чтоб каменданты и надзиратели и таможенные головы и приказные всякие люди никакия казны великого государя в домы к себе ни на малое время ни малого числа не вносили, и всякую великого государя казну сбирать в приказных полатах и в приказных избах и в таможнях и на съезжих дворех с запискою, а в дом никому ни на малое время ни малого числа не вносить. И учинен [29] тот заказ под смертною казнью, без всякие пощады, для того, что многие воруют и воровски крадут казну его царского величества, и того в Енисейску и в Енисейском уезде чинить никому не велеть; а естли кто чрез тот указ дерзнет и осмотрено про то по какому извету будет, то тем учинено будет, також и главным, за несмотрение против указу великого государя.
И ему господину каменданту смотреть того накрепко, чтоб никто казны великого государя не крал и учинить о том заказ под смертною казнью: естли хотя кто малым чином коснетца казне великого государя, таким чинить казнь смертная без пощады.
Ему ж смотреть того накрепко, чтоб вина в Енисейску отнюдь никто не варил ни безявочно пиво; також и привозным вином никто б не торговал; и выбрать к тому из лутчих конных казаков 6 человек, за выбором всех конных казаков, и дать им наказ за своею рукою, чтоб того в городе и в деревнях смотрели накрепко: естли кто вино будет сидеть и где кто будет вино или пиво продавать, чтоб они у таких вынимали и тебе объявляли; и у кого вынуть куренье винное, или вино или пиво продажное, то всем учиня наказанье, секши кнутом без всякой пощады, посылать в Якуцкой, на Камчатку, а животы и дворы брать на великого государя. И в наказе тем шти человеком смотрелщиком написать имянно, что естли, кому понаровят и не вынут или не явят, то тем всем самим учинено будет наказанье, сечены будут кнутом и посланы в сылку на Камчатку, и дворы и животы взяты будут на государя, також, как и у тех; и естли иные кто ведая, а промолчат, то и тем учинено будет тож; и буде и те смотрелщики приличатца, что кому смолчат в воровстве, то чинить им против вышеписаннаго без пощады. А что людей в винной выемке и в котором числе будет и кто имяны, також и что учинено, [30] или не будет вынято в котором месяце, о том в третигодной посылке писать имянно к губернатору князю Матвею Петровичю Гагарину.
Ему же каменданту выбрать дву человек из лутчих дворян, приказать, чтоб смотрели в Енисейску, чтоб соболей у ясашных людей никто кроме казенных закупщиков не купил, и в наказе им написать казнь смертную, чтоб отнюдь никому не наровили в том; а естли кто приличитца, то таким чинена будет против указу великого государя, как о таких присланы указы прежде; а естли они кому смолчат, то им самим учинить тож.
По ведомости, что в городех верстают воеводы и каменданты в службу в дети боярские и в конные и в пешие казаки и в иные чины чрез указ великого государя, також и из чина в иные чины переводят и к окладом чинят прибавки и из тягла выкупают и тяглы складывают, чего отнюдь никому того делать не повелено: и про то велено розыскать во всех городех, и где, по сыску и по справке, явитца, за то велено на камендантах править вдесятеро, что таким дано жалованья в тех годех, и на тех камендантех велено брать великия штрафы, також и поместья и вотчины брать на государя, что с кого сбавлено, то править на камендантах же тех, а тем людем веленож учинить наказанье, что воровали вместе и добивалися в чины, ведая через указ великого государя. И ему каменданту господину Щербатову отнюдь того не чинить и ни в какие чины в Енисейску никого не верстать, и к окладом никому ничего не прибавливать, и из тяглов отнюдь никого не свобожать, и из чину в чин не переводить.
Сего ж 1713 году состоялся указ великого государя, что везде в городех камендантом отнюдь в чины ни в выбылые места не верстать ни для какие нужды; а какие будут убылые места, или кто будет в те убылые оклады бити челом, о [31] том писать к губернатору князю Матфею Петровичю Гагарину и присылать выписки, а в Енисейску в убылые оклады отнюдь ни детей, ни братей, против указу великого государя, не верстать. А в городех везде отнюдь никому и в убылые места верстать не велено; а естли кто дерзнут чрез тот прежде посланный указ, то тем учинены будут великии штрафы и истязания, и поместья и вотчины взяты будут на государя, а тем людем, которые приверстаны будут, учинено будет наказание и поверстаны будут иные в их места, а жалованье доправлено будет во много; а подьячие, которые в выписках того, також и с сего указу не явят, таких сечь кнутом и посылать в сылку на Камчатку. И по тому вышеписанному великого государя указу, ему господину Щербатову отнюдь как не в убылые, так и в убылые оклады отнюдь не верстать, и во всем искать великого государя в сборех прибытку, и самому никакими товарами ему каменданту не торговать и людем своим не велеть. Також и вина отнюдь не курить и людем своим не велеть, чтоб винокурни государевы умножить великими заводы, чтоб в Мангазею и в Сургут и в Нарым и на Березов вина не курить в Енисейску.
И по указу великого государя, будучи в Енисейску и енисейским всякого чина руским людем, також и иноземцом, держать ласку и привет ласковой, а обиды им отнюдь ни малые не чинить и взятков с них не требовать и не брать с них ничего.
В мангазейской отпуск хлеб, вино и соль отпускать без всякого удержания, потому что город безхлебной, и не отпустя по указу в оклады хлеба из Енисейского в Мангазею, енисейским никому в оклады хлеба не давать. А естли он господин камендант, будучи в Енисейску, будет чинить против указу великого государя, и учинит великому государю в чем прибыль, и обиды никому чинить не будет [32] и челобитья на него не будет, и за то будет каменданту господину Щербатову великая милость от его царского величества и денежная не малая дача. А естли он господин камендант будет чинить не против указу великого государя и сих пунктов, и ему по тому указу великого государя за то быть в штрафе.
На подлинном наказе по листом закрепа: губернатор Сибири Матвей Гагарин.

При том же наказе писано рукою его ж Сибири губернатора князя Матвея Петровича Гагарина: великого государя жалованья брать ему по двести рублев денег, по сту юфтей хлеба, по сту ведр вина простого, по 20 ведр двойного. Ему ж князь Ивану Ивановичю ведать городы великими делами: Красной Яр и Мангазею, и что усмотрено будет им, о том к воеводам тех городов посылать указы. А к воеводам мангазейскому и к красноярскому послушные указы посланы: о великих делех велено им описыватца к тебе в Енисейской, и указом твоим велено им быть послушным, но точию тех воевод из Мангазеи, из Красноярска не переменять без губернаторского указу. А на Ялань и в Мангазейской послать прикащиков по своему разсмотрению.
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Серегин

Богучанский эрмитаж. 11 года 3 мес. назад #8449

  • Александр
  • Александр аватар
  • Вне сайта
  • Платиновый
  • Сообщений: 2075
  • Спасибо получено: 525
  • Репутация: 12
Посмотрел с грустью и любовью к родной стороне..
"Как хорошо,
Когда разговоры ведешь
Не с простофилей —
что про давние времена,
что про наш сегодняшний день"
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Андрей, САНГАРЫ
Время создания страницы: 0.142 секунд