Посчитал уместным перенести из форума
boguchany.ru воспоминания- наблюдения форумчанина Mihailа о Заледеево. Обратите внимание, воспоминания написаны очевидцами и ровестниками о деревнях соседях- Заледеево и Кова. Но какая разница в мироощущениях и жизненном пути.
Спасибо Михаилу и здоровья ему.
"Хочу поделится некоторыми мыслями с Александром В относительно быта, уклада жизни и всего остального, что касалось этой жизни наших преангарских деревень и поселений. Может кому-то ещё будет интересно, то читайте, интересуйтесь, познавайте, как жили, как любили свои малые родины наши предки, как работали и как устраивали свой быт. Я хочу рассказать, как была устроена моя родная деревня Заледеево. Из всех деревень, которые находились вокруг неё, а это были деревни Чадобец. Климино, Сырмолотово, Говорково , а ещё раньше между Мурским порогом и шиверой Брянка на правой стороне Ангары была деревня Пашутина. Все эти деревни тогда входили в состав Богучанского района. Сама деревня Заледеево находилась и сейчас находится в самом устье реки Чадобец. Выше по реке Чадобец находятся ещё деревни Ленпосёлок (старое название Чапаево). Сейчас в этом посёлке никого и не чего не осталось кроме одного домика, в котором иногда проживают охотники. Ещё выше по течению Чадобца располагалась деревня Юрохта. До войны и после неё в этой деревне был колхоз и даже была своя электростанция. Расположена эта деревня в живописном таёжном и озёрном крае. Большое количество озёр расположенных вдоль Чадобца способствовало разведению множества пород уток и других водоплавающих птиц, пожалуй, всех какие существуют в сибирских регионах. В прошлом на поля со жнивьём садились на перелётах большие стаи гусей и журавлей. Однажды, будучи в тех местах на охоте, а было это в 70 годах, я увидел цаплю, довольно редкая птица для наших мест. День был погожий и был конец Августа, цапля стояла на краю озера на одной ноге в воде и очевидно подкарауливала себе добычу, скорее всего лягушку. Я несколько минут лёжа на животе в траве наблюдал эту птицу. И так выше Юрохты в 45 километрах находится последняя деревня Яркино. Деревня, так же как и Заледеево с бывшей когда то уникальной культурой деревенского уклада и быта существует и сейчас, но уже с малочисленным населением. Кто основал эти деревни никому не известно, и, очевидно, уже никогда не узнаем. Итак я возвращаюсь к деревне Заледеево. Когда я стал взрослым человеком, в моём сознании часто возникала мысль об уникальности этой деревни. А заключалась она вот в чём. Кто заложил основы этой деревни? Ясно одно, человек этот обладал незаурядным умом и по характеру был хозяйственным человеком. Начиная с до революционных годов и позже Заледеево по своему внешнему облику напоминала скорее европейскую деревню чем сибирскую и оличалась от всех соседних деревень. Очень удачно было выбрано место для расположения деревни. Заниматься рыбалкой можно было и на Чадобце и на Ангаре, рядом были большие острова, много сенокосных угодий, рядом с деревней большой луг для выпаса скота, поля для занятия сельским хозяйством. Сама деревня представляла собой чётко спланированное поселение, расположенное вдоль реки Чадобец. В ней было две широких улицы (почти как в Богучанах) и таких же четыре чётко обозначенных переулка. Дома были расположены по обеим сторонам улиц и переулков строго в одну линию. Все крестьянские усадьбы были хорошо спланированы и добротно построены. Все дома фасадами были ориентированы в улицы. По периметру дворов располагались хозяйственные постройки амбары, поднавесы, стайки для домашних животных, сеновалы, бани и зимовья. Сзади всего этого располагались приусадебные участки. Сами улицы и переулки были предельно прямыми (на сколько позволяла местность расположения деревни.) Архитектура построенных домов была точно такой же, как описывал Александр В, в сёлах Кежемского района, в деревне Чадобец да и в других деревнях приангарья. Пожалуй, эта архитектура была привезена архангельскими мужиками. Но в деревне Заледеево все дома срублены в угол с остатком и нет ни одного дома или другой постройки срубленной в лапу или ласточкин хвост. Брёвен уложенных в стопы домов нет меньше 30-40 см. в диаметре. Нижние венцы домов, как правило, срублены из лиственичных брёвен. Некоторым домам уже под 200 лет, а они хорошо сохранились. В деревне было много построено двухэтажных пятистенных амбаров, в том числе и в нашей усадьбе. Кроме того, в нашей усадьбе для вьезда на территорию было двое ворот, одни парадные, другие хозяйственные, и так было у многих семей. Коренные жители деревни, все, без исключения, в том числе и дети говорили на чалдонском диалекте. В Заледеево была начальная школа, в Чадобце была семилетняя школа, но привить русский литературный язык им было не под силу. В добавок ко всему говорили на распев, речь была похожа на оперное пение. Такая же речь и диалект был в деревне Яркино. Дальше, вниз по течению Ангары, среди жителей деревень такая речь и диалект не были так явно выражены. Поражает ещё то обстоятельство, что в деревне Заледеево среди коренного населения деревни с фамилиями Кулаковы, характерной для этой деревни, было много европейских фамилий, таких как Менцовы, Островские, Павловы, Оглоловы, Парамоновы, Башуровы, Бузины, Царёвы, Ананьевы этот список можно продолжить, но откуда пришли эти фамилии в эту единственную деревню. Больше ни в одной деревне вплоть до Богучан я не встречал подобных фамилий. А ещё были носители таких фамилий, как Фурман, Патик и жили они в деревне не год, не два, а как в народе говорят, с испокон веков, точно так же, как и выше перечисленные фамилии. Моя матушка, Евдокия Филипповна говорила мне, что род Менцовых в деревне Заледеево насчитывает 8 поколений, а говорила она мне это примерно в 1946 или в 47 году. Откуда она это взяла я не знаю до сих пор, но если этому поверить, то эта фамилия появилась в деревне в конце 17 или вначале 18 веков, очевидно и остальные фамилии, примерно в эти же времена. А ещё в этой деревне был заведён строгий порядок, а порядок этот, пожалуй был привит ещё с до революционных времён. Матушка рассказывала, что улицы периодически подметались самими жильцами, возле усадеб так же проводилась уборка. Когда в деревне начинались весенние и летние полевые работы, сенокосная страда, уборка урожая и всё население деревни (за исключением стариков и малых детей) находились в поле, в деревне дежурила пожарная команда. В состав её входило две лошади с надетыми на них упряжью, телега (ходок), на телеге находилась большая бочка с водой рядом стоял большой, ручной пожарный насос, пожарный рукав. Телега с лошадьми находилась в большом пожарном сарае на верхней улице в центре деревни. На сарае была вышка с колоколом, дежурный (из местных жителей) с вышки наблюдал за деревней и в случае пожара подавал сигнал колоколом, звон которого был слышен на всех полях, в этом случае, все работающие люди могли примчатся на лошадях с полей на помощь. В зимнее время тоже каждую ночь назначался дежурный, кем он назначался я не знаю, видимо в деревне был староста, который и руководил всем этим порядком. С наступлением ночи назначенный дежурный, тепло одетый выходил на дежурство и в течении всей ночи обходил деревню по улицам и стучал периодически колотушкой по специальной дощечке висевшей у него на поясе или специальной трещёткой при вращении, которой издавался характерный звук. Все эти сигналы, которые подавал периодически дежурный говорили жителям, как бы о том, что он на месте и оберегает их покой. Одновременно эти сигналы и пугали волков, которые иногда в зимнюю стужу захаживали в деревню ночью. Замечательный был порядок и сдаётся мне, что он тоже был заимствован от куда-то умными мужиками. С течением времени всё это рухнуло. Деревня пережила Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, Первую мировую войну, коллективизацию, раскулачивание, Великую отечественную войну в которой погибло две третьи мужского населения наших, когда- то замечательных деревень, а в период коллективизации и раскулачивания все крепкие крестьянские хозяйства были разорены, а к власти в крестьянство пришли тупые лодыри ничего не смыслящие в крестьянском хозяйстве, а настоящие крестьянские семьи были сосланы в Мунтуль, теперь, наверное, все знают это место настоящих когда-то крестьян. Не плохо было-бы поставить там памятник в назидание нашим потомкам. Очень жаль, что погибли почти все наши деревни, в которых когда-то кипела жизнь, любовь и страсть наших предков.
Ну вот на этом, мои дорогие читатели, пока и заканчиваю описания своих когда-то наблюдений.
Всем здоровья и удачи. Mihail."
boguchany.ru/viewtopic.php?f=6&t=947&start=60