элсин пишет:
"В этом году наш поселок Ангарский отпраздновал свое 70- летие, а школа – 55-летие. И многие старожилы удивились, почему датой рождения стал 1942 год? А не 1932 или 1946 год? Почему он был сначала Соленым, а затем Ангарским? И почему такой разрыв между юбилеем поселка и школы. Эти вопросы заинтересовали многих: когда и как возникли наш поселок и школа.
Леонид Табакаев:Я вам советую начать изучение с Ярков 1932 года. Тогда прибыли лишенцы с Алтая с предписанием дальнейшего расселения на Соленом. Далее события развивались так: жители деревень Ярки и Иркинеево возмутились, что они "...будут воду пить из реки, в которой лишенцы купались ".
"И нашелся герой - Бедобинский Сысой.
Произнес он глупейшую фразу:
Раз лишенцы они - им не жить у реки, Разместить их в тайге надо сразу "
Вот после этого и появилось поселение у " ....речки Мунтуль, по - тунгуски - холодной ". "Бедобинский Сысой " и сам вскоре оказался в Мунтуле. А Соленый - он так и остался перевалочной базой Богучаны - Мунтуль, и местом рыбалки колхоза " Путь к коммунизму", по плану колхозу предписывалось добывать рыбы 30 тонн в год. Я думаю, этот факт свидетельствует, что существование Соленого уже можно относить как минимум к этому времени, что было до этого - мне не известно».
Георгий Шадрин:
«Начать надо с 1930 года, когда пригнали этап с Алтая от Канска до Богучан пешком. Женщины и дети в санях. В 1930 с 15 мая мой отец уже работал лесорубом. Называлась организация Богучанский леспромхоз треста Севполярлес. Комсеверопуть - находился в структуре Севполярлеса, который претерпел реорганизацию летом 1933 года».
Исследование основывается в основном на архивных материалах.
Для реконструкции истории поселка были использованы архивы музея, газеты «Ангарский колхозник», РОНО, Архив Богучанского района, воспоминания жителей.
Плотбище Соленый ручей.
1942 -1943гг.
Соленый ручей находится в 1,5 км от поселка.
Плотбище – это место для вязки плотов. Первое упоминание о нем в газете «Ангарский колхозник», № 54, 9 декабря, 1943 года: плотбище Соленый ручей – подсобное хозяйство Богучанского леспродторга. Организационно плотбище, как предприятие состояло из двух "частей": кадровый (постоянный состав) который обеспечивался Леспродторгом и переменный (прикомандированные из колхозов).
Перед войной и во время войны в Богучанский ЛПХ входили следующие лесоучастки:
1. Чадобский - молевой сплав по реке Чадобец.
2. Иркинеевский: пл. Артюгино пл. Чигумей, пл. Широнь, пл. Тенганец, пл. Великанчик, пл. Челепчен. Молевой сплав по Иркинеевке.
3. Мурский лесоучасток: Гольтявино, пл. Бузыканово, пл. Усть - Кежма. Молевой сплав по реке Мура.
4. Ангарский лесоучасток – молевой сплав по Ангаре.
В Ангарский лесоучасток входили плотбища: Овсянка, Меж-Шиверное, Косая Шивера, Мельничный ручей, Промпоселок, Богучанское, Гремучий ручей, Горевое,
Абакан, Соленый ручей. На них временно жили колхозники, прикомандированные из ближайших колхозов.
Из воспоминаний Тодорашко Анатолия.
«Плотбище Соленый ручей находилось на исконном ручье. Вдоль кромки леса стояли три барака. В одном была пекарня, где работала моя мама. Мама и еще некоторые жили на соленом ручье постоянно, как работники Богучанского орса. (Из документов архивного фонда «Богучанский районный отдел статистики: «название предприятия» - хлебопекарня ОРСа Богучанского леспромхоза, год работы предприятия -- с 1942г»). Рабочие были из Мунтуля и жили в бараках на нарах. Еще был загон для лошадей и мастерская для саней. Было и кладбище, где лежит моя старшая сестра, которая умерла зимой 42 года.
В 60-е от бараков остались только нижние венцы, но хорошо различимые. Мы там с Федей Ивановым традиционно собирали березовый сок. Березняк и вырос на старых вырубах. В откосе ручья справа долго были видны ямы. Это старые землянки, с которых начали осваивать плотбище».
Из воспоминаний Пятибратова Николая Степановича.
«Я родился в 1938 году в трудпоселке Мунтуль. В 1942-43 году волей судьбы нам пришлось зимовать с мамой и братом в рыбачьей избушке, которая стояла на берегу протоки. Рядом еще был сарай, больше никаких построек не было».
В воспоминаниях Н.С. Пятибратова речь идет о месте, на котором стоит сейчас наш поселок.
В 30 –ые годы вплоть до зимы 1942-43 года постоянно проживающих людей на плотбище Соленый ручей не было. Значит дата рождения поселка -1942 год вызывает определенные сомнения"
Вот здесь были замечательные березы, и я их помню.
Элсин,зря вы так настороженно.Я вполне адекватный и отнюдь не злой.Раздражают откровенные глупости повторенные неоднократно.А еще больше настойчивые попытки комментировать то.о чем автор имеет весьма смутные и,как правило,очень общие представления.
По порядку.
Поселок возник раньше.чем школа.Это естественно.Но с нашей еще одна закавыка,о которой я писал,но вы отчего-то не обратили внимания.Школа долгое время числилась за Мунтулем и возникла как часть сельской школы этой деревни.Когда статус был изменен точно не скажу.С чем это связано тоже не знаю.Может не желательно было "светить" в документах наш особый поселок(именно особый из всех вроде бы похожих на Ангаре).Или просто поленились оформлять документы.(для этого требовалось постановление краевого исполкома).Так что юбилей школы как раз обоснован документально.С тех пор как она стала именно Ангарской.
О Леониде Павловиче я уже написал.(хотя никаких личных претензий и уж тем более обид к нему не имею.Человек прожил, держа нос по ветру и меняя принципы как перчатки.Нигде как профессионал или просто как добросовестный работник себя не проявил.Как сказал о нем бывший первый секретарь Богучанского райкома Михайлов(при свидетелях,одним был Лиханов)"Так старался показать свою преданность,что невольно ждал от него предательства".И еще кое-что грубее.Бог с этим.Лучше по делу.
Как возник Мунтуль я уже писал.И знаю это от непосредственных участников.Моя семья стояла у самых истоков.Вранье про отношение чалдонов.Многие ссыльные женились на местных девушках и наоборот.Например,отец Шадрина.Да и нашу семью до конца жизни связывала тесная дружба с исконно ангарской семьей Безруких из Ярков.И не только с ней.Речки такой - Мунтуль,нет и не было.И слово это не эвенкийское,а исконно русское,старинное,полузабытое.Но ссыльные были из староверов,в среде которых многие старые слова живы до сих пор.Мунтуль(Мантуль) - это работа,труд. Отсюда, если припомните,редкий теперь глагол "мантулить".То есть работать тяжело и упорно.
Плотбище Соленый ручей и плотбище Соленый - не одно и то же.Это два разных плотбища,которые еще разнесены по времени существования.Отчего вы упорно соединяете их в одно,не пойму!Те,что жили и работали на Соленом ручье,рано или поздно оказались в Соленом.И только.Потому что все они были изначально из Мунтуля,то есть колхозники отправленные на лесозаготовки.Вначале на Соленый ручей,а потом на Соленый.Не стоит забывать,что из колхозов старались сбежать при любом удобном случае и такой подвернулся при организации не просто очередного временного плотбища,а большого лесозаготовительного предприятия.Раскулаченные уже поднабрались опыта,которого не имели новые ссыльные.И,хотя с выходом из колхоза было не просто,(колхозники не имели паспортов),видимо способствовали районные власти и руководство МГБ.Потому именно на всех командных должностях оказались выходцы из Мунтуля.
Плотбище скорее традиционно,а не по сути,так называлось.На ангарских плотбищах плотов не вязали.До 46 года сплав шел молем,то есть россыпью.Соленый и понадобился для организации сплотки.Если точнее,то плоты были и раньше.Но не такие,которые знаем мы.Гораздо меньше и не из пучков.Свободный лес в обоновке.Это так называемая Камская технология сплава.И появилась она под руководством спецов с этой уральской реки.Для нее не требовалось мощного такелажа,который тогда был в огромном дефиците.Но эти плоты-кошели(знакомое слово?)часто разбивались на порогах и шиверах.Буксировку освоили только в конце 50-х.До этого просто судов не было.И требовались особые умельцы-лоцманы,которые проводили плоты в ручную.Я еще помню некоторых из этих очень уважаемых людей.
В Богучанский леспромхоз входило гораздо больше лесоучастков.Например,в твоем перечне нет совсем участков по Чуне.Как-то в своих путешествиях по ангарским речкам я наткнулся на остатки весьма большого поселка на Ике.Потом отыскал и бывших его жителей.Плотбищей было десятки.Они постоянно менялись и перемещались.Ведь тогда могли рубить лес только в береговой зоне.Дальше не имело смысла при трелевке на лошадях.Так что не пытайся собрать воедино все.Какие-то существовали год,другие - несколько лет.Все зависело от рельефа и наличия леса.
На плотбищах было минимальное число постоянных(относительно)жителей.Это руководство,повара,хлебопеки,конюхи...И постоянно меняющийся состав рабочих.Были базовые плотбища,где ремонтировалась сбруя и сани,лечили лошадей и даже выращивали овощи.Остальные состояли только из бараков-общежитий.